КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «ШКОЛА-ПЕДВУЗ»

Концепция

Приоритетной задачей государственной политики является широкомасштабное и комплексное внедрение информационных и коммуникационных технологий в сферу образования. Данный аспект развития системы образования характеризуется следующими тенденциями: внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий электронного обучения (e-learning), разработка открытых коллекций высококачественных мультимедийных интерактивных электронных образовательных ресурсов, открытых on-line курсов; активизация профессиональной подготовки педагогических кадров к применению технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Возникает необходимость совершенствования содержания и технологий профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях многоуровневого высшего образования, а также форм и методов дальнейшего профессионального развития учителей, что требует инновационных подходов к достижению эффективности результатов на основе использования образовательного потенциала информатизации.

При этом, с одной стороны, в образовательном процессе педагогического вуза необходимо создавать условия для активного включения студентов в профессиональную деятельность, на основе которой формируется готовность к ее выполнению. С другой стороны, востребовано создание системы научно-педагогической и методической поддержки учителей кафедрами со стороны педвуза, основанной на активном использовании информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций.

Актуальными проблемами, основанными на интерактивном взаимодействии субъектов образовательного процесса в информационно-образовательной среде педвуза, которые не в полной мере решены в системе профессиональной подготовки и развития педагогических кадров, являются:

1. Для удовлетворения требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) необходимо дальнейшее развитие информационно-образовательной среды и электронно-библиотечной системы педагогических вузов, обеспечивающих непрерывную профессиональную подготовку педагогов.
2. Профессиональная подготовка будущих педагогов в педагогическом вузе требует поиска новых путей усиления практикоориентированности, основанной на активном применении электронного обучения и ДОТ не только в условиях информационной образовательной среды вуза, но и в региональной информационно-образовательной среде. Недостаточный уровень взаимодействия информационно-образовательной среды педагогического вуза и общеобразовательных  организаций затрудняет выполнение данного социального заказа в полной мере.
3. Отсутствие системы оперативного сетевого взаимодействия педвуза и образовательных организаций, обеспечивающего оперативное внедрение инновационных образовательных технологий электронного обучения и ДОТ в школы.
4. Недостаточный уровень ИКТ-компетентности и методико-технологической компетентности педагогических кадров общеобразовательных школ, что создает значительные трудности внедрения e-learning в практику, которые могут быть преодолены в условиях социального партнерства с педагогическим вузом.

Решением выше обозначенных проблем является обоснование интегрированной информационно-коммуникационной образовательной среды общего среднего и педагогического образования, создающей условия для поддержки образования на всех уровнях (школа, педагогический вуз, система повышения квалификации) и обеспечивающей непрерывную профессиональную подготовку педагогов в аспекте электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Целью проекта является обеспечение творческого профессионального сетевого взаимодействия учителей, студентов, учащихся, преподавателей педагогического вуза на основе создания и внедрения региональной системы научно-педагогической и учебно-методической поддержки образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Омска и области.

Практическим результатом проводимого теоретического исследования является создание и внедрение комплекса информационных ресурсов (порталов), размещенных на сервере ОмГПУ, который получил название «Электронная информационно-образовательной среда «ОмГПУ – Регион» (ЭИОС «ОмГПУ – Регион»). ЭИОС «ОмГПУ – Регион» является не только расширением информационно-образовательной среды Омского государственного педагогического университета, но и важным сегментом региональной информационно-образовательной среды, развиваемой в рамках проекта создания Омского регионального электронного университета (ОмРЭУ).

Внедрение ЭИОС «ОмГПУ – Регион» по отношению к образовательной системе региона позволяет обеспечить качество подготовки и достижение непрерывного, устойчивого профессионально-личностного развития студентов, учителей, преподавателей в аспекте электронного обучения и применения ДОТ и интеграцию региональных средств и технологий разработки, использования цифрового контента. Педагогический вуз обеспечит качество практикоориентированной подготовки студентов, повышение степени их активности и ответственности за результаты образовательной деятельности. Появляется возможность организации непрерывной совместной исследовательской работы в системе «учитель – студент – преподаватель».

ЭИОС «ОмГПУ – Регион» определяется как социально-педагогическая система, объединяющая электронный образовательный контент, компьютерные коммуникационные средства обучения и управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленная на организацию совместной продуктивной деятельности студентов, преподавателей педвуза, учителей и школьников, объединяющая высшую педагогическую и общеобразовательную школы на основе социального партнерства с целью непрерывного профессионального развития педагогов.